Ошибки дегустации

Процесс дегустации основан на стандартизации работы дегустаторов, что позволяет получать более взвешенный результат. Однако, учитывая индивидуальность каждого дегустатора, существует вероятность влияния внешних факторов в той или иной степени на результаты дегустации. Чтобы минимизировать такое влияние, важно понимать, какие ошибки могут появляться при дегустации и как с ними справляться. Ошибки, в основном, являются психологическими и связаны с нашим предыдущим опытом, выработанной реакцией на определенные внешние параметры, эмоциональным восприятием процесса дегустации. 

 Рассмотрим основные ошибки дегустации:

  • Ошибка ожидания – возникает при предоставлении участниками информации об образцах в количестве большем, чем необходимо, в результате чего дегустаторы начинают ожидать от образцов определенных свойств, дескрипторов и тд. Рекомендуется кодировать образцы нейтрально – например, случайными трехзначными числами. 
  • Ошибка стимула – возникает при видимых различиях в образцах, или при различиях в условиях дегустации образцов. Например – различный цвет напитка, количество пены на поверхности, температура и т.д. Дегустатор проецирует видимые различия на образцы, и может принять неверное решение о различиях в образцах. Именно поэтому дегустацию рекомендуется стандартизировать, использовать темные чашки, проводить дегустацию при красном освещении и т.д.
  • Логическая ошибка – возникает при предположении связи между найденными атрибутами и другими атрибутами, обычно связанными с найденными. Например – темный цвет и большая горечь напитка. Или “5я чашка на столе всегда вкуснее”
  • Ошибка снисходительности основана на общем настрое к проводимому тесту, или его организаторам. Желательно привлекать к дегустации нейтральных профессионалов. 
  • Ошибка ожидания – возникает при определенной реакции других дегустаторов на образцы, например, высказывания или негативную мимику лица. Желательно исключить обсуждение кофе во время дегустации и по возможности, разделить дегустаторов.
  • Ошибка расположения – может возникнуть при внешней схожести напитка, например – при выставлении чашек в ряд средняя чашка может чаще восприниматься, как отличающаяся 
  • Ошибка контраста – возникает при наличии выраженного отличия какого либо параметра в образцах, в результате чего дегустатор может начать преувеличивать различия в образцах в целом. Обратная сторона ошибки контраста – на фоне выраженного различия в одном параметре, остальные различия сглаживаются и не воспринимаются дегустатором, что приводит к неправильной оценке образцов. 
  • Ошибка уровней сравнения – образец среднего качества на фоне плохого образца может получить более высокие оценки, чем на фоне образца высокого качества. Желательно проводить дегустацию перекрестно, чередуя последовательность образцов.
  • Безопасная оценка или усреднение оценки – может возникнуть при недостаточном опыте дегустации, когда участники стараются придерживаться условно среднего уровня оценок, сглаживая различия в образцах. Особенно сильно это может выражаться в группах, когда дегустаторы – новички боятся показать недостаточный уровень профессионализма на фоне остальных дегустаторов. Важно обеспечить спокойную дружелюбную атмосферу для дегустаторов, чтобы избежать страха ошибки. 
  • Отсутствие мотивации дегустаторов к процессу может также негативно сказаться на результатах дегустации. Желательно, чтобы дегустаторы были заинтересованы в процессе, например, получая новые знания или планируя получить общие результаты в конце дегустации. Мотивация профессиональных дегустаторов, как правило, выше, чем у любителей. 
  • Ограниченное время – в случае лимита времени на дегустацию, давления со стороны организаторов и тд возможно искажение результатов. Желательно, чтобы время на дегустацию позволяло оценить кофе корректно, с учетом организации по рекомендации. Дегустаторы, безусловно, должны понимать, что кофе быстро остывает и меняется, однако не должны слишком торопиться при оценке кофе. 
  • Эффект ореола (halo) – проецирование ощущений на все образцы кофе. Например: “эта подборка сортов отличная”, или “все сорта плохие”. Возникает, например, если дегустатор подряд оценивает несколько хороших чашек, позитивные впечатления проецируются на остальные чашки на столе. 

Другие термины из справочника

Комментарии:

Желаете дополнить? Оставьте комментарий

Будем рады, если поделитесь своим мнением или дополните эту информацию

Записи блога

Рецепты

Кофе с молоком (Caf au lait)

Кафе О Ле – (фр. «кофе с молоком») европейский вариант эспрессо с добавлением взбитого молока. В США…

Просмотров: 13439

Кофе с соком

Нормандцы во всем мире известны своими яблочными садами. Поэтому большинство блюд и напитков северян…

Просмотров: 9223

Холодный кофе в воронке V60 (по-японски)

Вкусный и летний кофе со льдом в воронке. Простой рецепт.

Просмотров: 1936

Кофе Романо (Espresso Romano)

Обычный эспрессо с добавлением лимонного сока и цедры

Просмотров: 34818

Кофе с имбирем

Имбирь и кофе – это достаточно необычный союз, который позволит вам лучше понять всемогущество и благородность…

Просмотров: 4588

Кофе Брив (Breve)

Брив – breve (итал. «короткий») эспрессо (50%) смешивается с молоком (25%) и сливками (25%)

Просмотров: 11164

Кофе Макиато  (Macchiato)

1 порция эспрессо и 50 мл. молока, в молоко вливается кофе

Просмотров: 33318